Среда, 18.07.2018, 03:49
Приветствую Вас, Гость
   Учитель-логопед МБДОУ № 37 Дерюгина И. И.,образование высшее, 1 квалификационная категория.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

 

     Изучению проблемы синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью (СДВГ) в последние деся­тилетия придается особое значение в зарубежных странах. Исследования СДВГ в России начались относительно недавно. Частота встречаемости синдрома среди детей дошкольной и школьной возрастных групп достигает 4,0-9,5%, при этом преобладает он у мальчиков — соотношение мальчиков и девочек с СДВГ составляет примерно 5:1.

 

Неординарные способности или задержка в развитии?

 

       Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие — высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента) не позволяет ребенку адаптироваться к новым услови­ям существования и нормально переносить интел­лектуальные нагрузки. Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития ребенка и успе­ваемостью, которую можно было ожидать, исходя из коэффициента его интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро схва­тывают информацию, обладают неординарными способностями, но и случаи за­держки психического развития у данной категории детей не являются редкостью.

 

Импульсивность поступков и повышенная возбудимость

 

      Интеллект детей сохраняется, но черты, характери­зующие СДВГ — беспокойство, неусидчивость, мно­жество лишних движений, недостаточная целенаправ­ленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, — часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, пись­мо). Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктив­ные периоды и длительнее время отдыха — пока не наступает полное истощение. Ребенок, что называется, засыпает на месте — для восстановления умственной работоспособности необходим сон. В период отды­ха мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ре­бенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у маль­чиков она проявляется к семи годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления.

 

Речь, внимание, память

 

      Память у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть в норме, но из-за ис­ключительной неустойчивости внимания наблюда­ются пробелы в «хорошо усвоенном» материале. В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Ребенок отвлекается на незначи­тельные звуковые и зрительные сигналы, которые другими сверстниками игнорируются.

 

Как помочь ребенку

 

       Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неуме­ние создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе. Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять различные подходы, в том числе мето­ды модификации поведения (специальные воспита­тельные приемы для родителей и педагогов), методы психолого-педагогической коррекции, психотера­пии, а также медикаментозное лечение. Применение современных методов помогает детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого являются сво­евременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.  

 

 

СКОРО В ШКОЛУ

Диагноз : не умеет читать!

 

   Для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Совсем не значит, что ребенок ленив , вполне возможно, что у него дислексия - врожденное нару­шение восприятия устной и пись­менной речи. Это когда человек по­стоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, по­стоянно проглатывает или заменя­ет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. "Дислексики не больные, - разъясняет кандидат психологических наук Любовь Мошинская, - просто мозг у них устро­ен немного по-другому".

    КОГДА-ТО считалось, что человек не видит, если не в состоянии прочитать слово. Поэтому таких детей учили читать по огромным буквам. Но без толку. Поз­же врачи выяснили, что дело как раз в том, что дислексик "не слышит"! То есть если большинство детей очень быстро осваивают этап "звук - буква", то дислексики "застревают" именно на этой фазе. Они не в состоянии связать звук и сим­вол. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех звуков: "к", "о", "т'. Но дислексики слышат слово "кот" как один звук! А уж как прочитать его -это вообще непосильная задача.

   Для того чтобы ребенок начал гово­рить, вполне достаточно, чтобы он слышал вокруг себя речь и хотел общаться с окружающими. Чтение вовсе не такой естественный процесс: заговорили люди  примерно 100 000  лет назад, а вот писать-читать научи­лись "совсем недавно" - не более 5000 лет.

   Ученые считают, что на­выки чтения наилучшим об­разом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые спохва­тились, что чадо не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потре­буется уже два часа ежеднев­ных специальных упражнений и помощь специалиста.

    Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симпто­мы дислексии, тем лучше вы сможете ему помочь. Простой тест для дошкольников - на­звать звуки, соответствующие определенным буквам и букво­сочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много оши­бается, необходимо прокон­сультироваться у логопеда или психоневролога.

Шведские специалисты рекомендуют родителям на­сторожиться, если малыш плохо различает и воспроиз­водит звуки, с трудом учит стихи и никак не может нау­читься завязывать шнурки и застеги­вать пуговицы.

    Если вы столкнулись с этой пробле­мой, не обвиняйте в ней ребенка! Пред­расположенность к дислексии имеет ге­нетические корни. Так что вполне веро­ятно, что своими затруднениями в чте­нии ребенок "обязан" вашему же праде­душке - сработали гены. Пожалуй, больше всего дети, страдающие дислек­сией, нуждаются в эмоциональной под­держке.

 

Ребенок-левша: надо ли его переучивать?

В средние века левшу считали порождением дьявола, а в советских школах детей-левшей старались переучить. Преподаватели часто ставили плохие отметки за правописание таким ученикам, некоторые заставляли школьников привязывать левую руку к телу, чтобы лишить их соблазна воспользоваться.

 

К счастью, в наши дни левшей не воспринимают как изгоев. Они вполне комфортно живут, несмотря на то, что их «рабочая» рука – левая, а не правая.

Откуда берутся левши?

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, которые управляют нашим телом «перекрестно»: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое – за левую. От степени развития полушарий зависит и то, как мы воспринимаем информацию. Те, у кого активнее левое, лучше мыслят логически, обладают способностями к анализу, хорошо запоминают иностранные слова и стихи, отлично решают арифметические задачи. У «правополушарных» людей, именно они часто оказываются левшами, лучше реакция на стресс: в трудной обстановке они редко теряются, умеют оперативно оценить ситуацию и принять правильное решение. Также у них хорошо развиты интуиция, образное мышление и творческие способности.

Яркие и скрытые

Правое полушарие мозга начинает работать сразу же, как только ребенок появляется на свет, а левое развивается позже вместе с умением понимать чужую речь и говорить самостоятельно. Поэтому маленькие дети одинаково могут использовать и правую и левую кисть.

Лишь к 5-6 годам внимательные родители могут заметить, что их ребенку удобнее «работать» левой рукой.

Для того, чтобы убедиться в том, что ваш ребенок – левша, попросите его протереть стол, застегнуть пуговицы, ударить по шайбе клюшкой, нарисовать что-нибудь на альбомном листе. Следите за тем, какая рука используется чаще. 

Впрочем, дело не только в руке. Около 15% жителей Земли являются ярко выраженными левшами. Однако бывают и скрытые. Распознать их не так легко: «ведущей» у них может быть правая рука, но при этом «толчковой» (той, с которой человек начинает идти) будет левая нога.

Если у ребенка левое ухо лучше слышит, а левый глаз – лучше видит – эти факторы также могут говорить в пользу латентной леворукости. Наконец, скрытые левши наверняка будут мыслить образами, испытывать проблемы с логическим мышлением и способностью к анализу.

Левша в школе 

Провожая ребенка в школу, сообщите учителю об особенности ребенка. Проследите за тем, чтобы сосед по парте сидел справа от вашего ребенка – не забывайте, что свет должен падать на его домашний письменный стол тоже справа.

Переучивать вашего сына или дочку не надо: вмешиваясь в работу мозга, можно создать серьезные проблемы. У детей-левшей, которых пытаются переучить, резко снижается успеваемость, может проявляться раздражительность, бессонница, иногда развивается энурез, заикание. Ребенок может столкнуться также с рядом психологических проблем: настойчиво переучивая малыша, вы как бы говорите ему: «ты неправильный, тебя надо переделать». А ведь это просто особенность, никак не мешающая в жизни.

Интеллект левшей часто даже выше, чем у праворуких. Впрочем, некоторые учебные предметы им даются с трудом. Например, левшам трудно быстро считать в уме. Рисуют и пишут они не слишком аккуратно. Почерк левши вряд ли когда-либо станет идеальным, а заставлять его решать задачи на скорость и вовсе не надо – для него эта миссия почти невыполнима.

Примите леворукость ребенка и сами, если хотите поддержать его. Для того, чтобы он лучше адаптировался к социуму, приобретайте для него специальные предметы обихода (ножницы для левшей, ручка для левшей, прописи для левшей, компьютерная мышь для левшей), которые будут способствовать безболезненному внедрению в праворукий мир.